//мой прим. штамп печатными неотчетливо//
исх.№ 0029 сс
сов.секретно
экз.№2
Н.К.Т.П. -С.С.С.Р ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ № 48
МОСКОВСКАЯ ГРУППА
//мой прим. здесьштамп// (секретная часть бту габту ка секретно вх.№ 11832 //неразборчиво от руки// XI 1942)
ПОРАЖАЕМОСТЬ ТАНКОВ КРАСНОЙ АРМИИ И ПРИЧИНЫ
ВЫХОДА ИХ ИЗ СТРОЯ
ВЫПУСК - 1
ТАНК =Т-34
Работа выполнена:
Ст.Инженером ЦНИИ-48 - АРДЕНТОВЫМ
Инженером ЦНИИ-48 - ШЕЛКАНОВЫМ
г.МОСКВА
Сентябрь 1942г.Октябрь.
____________________________________//конец листа мой.прим.//
2а //от руки//
ПРЕДИСЛОВИЕ
Опыт Великой Отечественной Войны, которую ведет Советский Союз с фашистской Германией, войны - моторо и новейшей техники, изучается в данное время и будет изучаться еще долгое время после ее окончания.
Роль танков в настоящей войне оказалась одной из ведущих, поэтому изучение их поражаемости,живучести и причин выхода из строя чрез-вычайно важно как для нашей армии, так и для отечественной танкостро-ительной промышленности.
Одним из способов изучения этих вопросов может быть принят осмотр вышедших из строя танков на ремонтных базах и статитстическая обработка собранных данных.
В результате такой работы может быть получен весьма ценный ма-териал,характерезующий положительные, и отрицательные стороны каче-ства броневой защиты, внутренних механизмов и ходовой части танков.
Наибольший интерес,в данное время, представляет вопрос поража-емости и причин выхода из строя танков отечественного производства.
С целью быстрейшего доведения результатов работы Московской Группы ЦНИИ-48 НКТП по этому вопросу до сведения всех заинтересованных организаций, материалы по вышедшим из строя танкам намечено рассылать отдельными выпусками по каждому типу машины.
В настоящем выпуске помещаются данные по поражаемости и причинам выхода из строя танков Т-34.
_____________________//конец листа//
ТАНК Т-34
Удачная конструкция бронирования, мощное вооружение и хорошие ходовые качества танков Т-34 создали исключительную популярность их в частях Красной Армии.
Из документов, захваченных нашими частями у немцев, следует, что танки Т-34 оцениваются врагом как самые современные и мощные боевые машины, потребовавшие ввыедения в германской армии новых видов оружия и методов борьбы с ними.
В настоящее время танк Т34 стал в нашей армии саомй массовой боевой машиной, в связи с чем изучение поражаеости его в бою и при-чины входа из строя является весьма нужным и важнейшим вопросом.
1. Исходные данные и метод их обработки.
В качестве исходных данных, взятых для изучения причин выхода танков Т-34 из строя, являлись сведения собранные работниками Московской группы ЦНИИ-48 на рембазах г. Москвы, а так-же материалы ВТУ ГАБТУ КА, полученные с рембазы при з-де №112.
Всего таким образом были собраны сведения по 178 вышедшим из строя танкам, из которых:
61 танк осмотрен на рембазе №1
26 танков осмотреннона рембеза № 6
91 танк осмотрен на рембазе при з-де №112
На каждый вышедший из строя танк заполнялась"карта поражений,
в которой фиксировались:
1. Количество снарядных попаданий по танку,
2. Место и координаты попаданий,
3 Характер поражений и разрушений брони,
4. Калибр снаряда /орентировочно по размерам поражения/,
5. Последствия поражений и причины выхода танка из строя.
Естественно, что данные пунктов 4 и 5 не могут являться абсолютно точными, а лишь ориентировочными, но посколько заполнение крат производилось работниками, имеющими достаточный опыт в этих вопросах, решено при анализе поражений данные п.п.4 и 5 принимать как действительные.
Все вышедшие из строя танки Т-34 были разделены на две основные группы:
1.группа - танки, вышедшие из строя без поражений броневой защиты в результате порчи внутруенних механизмов привода и мотора, ходовой части и т.п.
_________________//конец листа, мой прим//
- 2 -
II группа - танки, вышедшие из строя с поражениями броневой защиты в результате повреждений нанесенных снарядами противотанковой и танковой артиллериии противника, минометным огнем противника,подрывы ан минах и т.п.
В результате произведнного деления установлено, что занчительное количество танков выходит из строя без поражений броневой защиты
Этот вывод, однако, сделан только по части вышедших из строя тан-ков, т.е. по 69 машинам, осмотренных на рембазах №1 и №6, в число которых вошли все без исключения танки Т-34, находившиеся на указанных рембазах в период 20 Августа - 10 Сентября с/г., а именно:
а/ 45 танков (65%) вышли из строя с поражениями броневой защиты и
б/ 24 танка (35%) вышли исз строя без поражений броневой защиты, вследствии порчи внутренних механизмов и ходовой части.
Остальные 109 машин, к сожалению, не могли быть учтены при определении процента вышедших из строя танков без поражения броневой защиты, т.к. все они являются специально отобранными, как имеющие поражения броневой защиты.
II. Танки Т-34, вышедшие из строя
без поражиней броневой защиты.
Всего было обследовано 24 танка Т-34, вышедших из строя без поражений броневой защиты.
Причины выхода этих машин из строя распределяются следую-щим образом:
1. Порча мотора - 11 шт. или 45,8%
2. Порча мотора и ходовой части 7 шт. или 29,2 %
3. Порча ходовой части 4 шт. или 16,7%
4. От пожара (вероятно от бутылок) 2 шт. или 8,3%
-------------------
Всего 24 шт. или 100%
Как видно из приведенных данных, основной причиной выхода тан-ка из строя без поражений броневой защиты, являются порча мотора.
Установить, явился ли выход танка из строя следствием поломки мотора или следствием отработки им установленных мото-часов, во время сбора материалов не представилось возможным.
Потребность в ремонте мотора выявилась на 18 машинах, что составляет 75% от осмотреннного количества.
_____________--//конец листа мой.прим.//
-3-
III. Танки Т-34, вышедшие из строя с поражениями броневой защиты.
Всего было обследовано 154 танка Т-34 вышедшие из строя с повреждениями броневой защиты, которые распределялись слудющим образом:
Поражений на корпусе 432 шт. или 81%
-"- на башне 102 шт. " 19%
---------------------------------
ВСЕГО 534 шт. 100%
Если разбить все поражения на 2 группы, опасные и безопасные, т.е. с нарушением тыльной прочности, когда снаряд проникает за броню и причиняет разрушения ммеханизмам и выводит сз строя экипаж и без нарушения тыльной прочности (выбоины, вмятины), то получается, что из 534 поражений:
безопасных - 289 или 54%
опасных - 245 или 46%
В таблице №1 показано количественное распределение всех поражений по калибрам снарядов, которыми они были нанесены.
Таблица №1
Характер
поражений ВСЕГО пора-
жений всеми
калибрами В том числе по калибрам (%%)
К-во % 20мм 37мм 42мм 50мм 75мм 88мм 105мм Неопред
Безопасные 289 54,1 3,2 6,8 4.9 30,6 3,2 0,2 2 3,2
Опасные 245 45,9 1,5 2,2 2,6 2 3,7 6,9 3,2 0,9 3,9
ВСЕГО: 534 100 4,7 10,0 7,5 54,3 10,1 3,4 2,9 7,1
Из таблицы №1 видно, что основным средством борьбы с танками Т-34 является артиллерия калибра 50 мм и более половины всех поражений нанесено именно этим калибром.
В таблице №2 приведено количественное соотношение безопасных и опасных поражений ** отдельно по каждому калибру снарядов.
Таблица №2
Характер
поражений Всего по всем
Калибрам в том числе по калибрам (в %%)
К-во % 20мм 37мм 42мм 50мм 75мм 88мм 105мм Неопред.
Безопасные 289 54,1 68 68 65 57 31 5 69 45
Опасные 245 45,9 32 32 35 43 69 95 31 55
ВСЕГО 534 100 100 100 100 100 100 100 100 100
?? //мой прим. знаки вопроса написаны от руки внизу листа//
____________//конец листа мой.прим//
-4-
Из приведенных данных видно, что наиболее эффективными снарядами, по своему действию, являются снаряды калибра 88мм, 75 мм и 50мм
Несколько искаженными получились данные по снаряду калибра 105 мм, это можно об”яснить тем, что подавляющее большинство поражений снарядами этого калибра было на верхней лобовой детали корпуса, установленной под большим углом наклона и имеющей, благодаря этому, значительно повышенную бронестойкость по сравнению с другими деталями такой же толщины.
В таблице №3 показано распределение поражений по корпусу и башне и среднее количество поражений, приходящихся на один танк, корпус и башню.
Таблица №3
Характер
поражений Поражения на танке Поражения на корпусе Поражения на башне
ВСЕГО В среднем
по танку ВСЕГО В среднем
на 1 корп. ВСЕГО В среднем
на 1 башню
Безопасные 289 1,89 259 1,69 30 0,19
Опасные 245 1,59 173 1,12 72 0,47
ВСЕГО 534 3,48 432 2,81 102 0,61
Как видно из таблицы №3, танк Т-34 выводится из строя сравнительно небольшим количеством опасных поражений т.е. 1,59 поражения на один танк.
Число попаданий по машинам колеблется от до 17, причем оказалось, что:
41 машина имеет по 1 поражению
33 машины имеют по 2 поражения
22 " " " 3 "
20 " " " 4 "
7 " " " 5 поражений
8 " " " 6 "
8 " " " 7 "
2 машины " " 8 "
5 машин " " 9 "
3 машины " " 10 "
2 " " " 11 "
1 машина имеет 13 "
1 " " 16 "
1 " " 17 "
______________________--// конец листа мой.прим.//