ОТРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 
Вторник, 16.04.2024, 05:58

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Поликарпов Н. Н. - Форум | Регистрация | Вход









[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Человек и Вторая мировая война » Ученые и конструкторы » Поликарпов Н. Н. (Советский авиаконструктор)
Поликарпов Н. Н.
SavchaДата: Воскресенье, 09.11.2008, 16:40 | Сообщение # 1
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
Поликарпов Николай Николаевич
(1892-1944)

_______________________________________________________________________________

1. Сайт "Авиация Второй мировой войны"
Поликарпов Николай Николаевич

2. Википедия
Поликарпов Николай Николаевич

3. http://www.sergib.agava.ru/russia/polikarpov/polikarpov.htm

4. CombatAVIA
Поликарпов Николай Николаевич

5. Люди и судьбы Российской авиации
Поликарпов Николай Николаевич

6. Тринадцатая база Флот и авиация первой половины XX века
Владимир Иванов | МиГ-1: машина Поликарпова?| Крылья Родины, 2-1995
_________________________________________________________________________________________
_____________________________________________ __ __________________________________________
Литература:
1. Михаил Маслов "Истребитель И-16.", АРМАДА приложение к журналу "М-ХОББИ", №2 1997 г.

2. Марк Солонин "На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года", Яуза, Эксмо, 2007 г.

3. Война в воздухе № 136 Истребители Поликарпова Часть 1

4. Война в воздухе № 137 Истребители Поликарпова Часть 2

5. Гугля Ю. Последние истребители Поликарпова. (Аєрохобби №1 1994 г.)

6. Маслов М. Истребители И-180/И-185.


За горло не хватать... Буду кусаться!
 
SavchaДата: Воскресенье, 09.11.2008, 16:52 | Сообщение # 2
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
Что то меня смущает биографии в источнике №1 :

...Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. В мае 1939 работы по И-180 были переданы на Государственный авиазавод № 1. Сюда же перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов - И-190 (1939), И-195 (проект 1940).

Государственный авиазавод №1 и при нем шарага? После следует пробел до самой смерти авиаконструктора. Использовались советские источники?


За горло не хватать... Буду кусаться!
 
SavchaДата: Понедельник, 10.11.2008, 00:06 | Сообщение # 3
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
В Википедии (№2) же четко разделяется работа в ЦКБ-39 ОГПУ с 1929 года, но не упоминается гибель В. Чкалова и опала уже связанная с этим событием. Приводится только занимаемая должность: 1938 г. Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода № 156.. Зато упоминается командировка в Германию, связанные с ней события: В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П.В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна[2]. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время - ОКБ и опытный завод им. П.Сухого) После чего опять пробел до: С 1943 Н.Н. Поликарпов - профессор Московского авиационного института.

За горло не хватать... Буду кусаться!
 
VALkДата: Понедельник, 10.11.2008, 17:19 | Сообщение # 4
Мл. лейтенант
Группа: Кадровый состав
Сообщений: 20
Статус: Offline
Quote (Savcha)
Использовались советские источники?

Не иначе smile

Взял отсюда: http://combatavia.info/index91pnn.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%9A%D0%91-39 - ЦКБ-39

Поликарпов был необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению - "участие в контрреволюционной вредительской организации" - и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "Особое конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод N 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей.

Вот это самое ЦКБ - довольно "занятное" заведение:
(ЦКБ-39 НКВД) — одно из «Особых конструкторских бюро НКВД СССР», созданных в 30-х и 40-х годах в СССР. По форме представляло собой специальную тюрьму НКВД, а по сути — авиационное конструкторское бюро.


На аватаре: Эрих Хартман в кабине своего Мессершмитта Bf.109G-6

Сообщение отредактировал VALk - Понедельник, 10.11.2008, 17:24
 
SavchaДата: Понедельник, 10.11.2008, 18:36 | Сообщение # 5
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
Да дело то с ЦКБ-39 более или менее ясное. Я имел ввиду события после 1939 года. Слишком скомкано. И если судить по определенным намекам в статьях то Поликарпов попадает в опалу уже не к власти, а к своеобразному "антиполикарповскому" лобби в авиапроме. По именам называть судя по всему не слишком любят, но иногда проскакивает.

CombatAVIA

В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна.

Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод №51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. На территории этого завода в настоящее время находится ОКБ и опытный завод им. П.Сухого.

В 1938-44 Поликарпов сконструировал ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. 11 января 1941 взлетел И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 г. он прошел госиспытания и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолет превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведенность двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить самолет в серию.
Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту.

Эту цитату можно встретить почти на всех ресурсах.

На CombatAVIA сказано больше:

СССР явился наследником империи и перенял от нее и такое явление, как фаворитизм. В авиации, например, фаворитом руководства мог стать конструктор, летчик и даже самолет. Помните эту сталинскую "установку": "Ил-2 нужны нам как воздух",- значит другие, Су-6 например, ни к чему. Поликарпова подняли два фаворита - летчик Чкалов и самолет И-16. И-16 принес Поликарпову звание "короля истребителей". Чкалов помог в самые крутые годы остаться на свободе. С такой анкетой и после "холодного душа" от Bf-109 в Испании, остудившего восторги по поводу И-16, Поликарпову была одна дорога - даже не в новую тюремную "шарагу", а в лагеря.

Потом погиб Чкалов, у руководства появились новые фавориты и любимцы - молодые авиаконструкторы, родственники членов ЦК, потом началась война и стало не до конкурсов на лучший самолет. И все это когда у Поликарпова накоплен опыт, рождаются новые идеи. Какие красивые и мощные самолеты появляются у него в сороковые годы - И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ. На голову выше конкурентов. Летчики дают отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185. "Прекрасно! - говорят "наверху". - Пусть Поликарпов передаст всю документацию по своему самолету Лавочкину. У бедняги что-то не идет его Ла-5".

Потом забрали завод и КБ. Даже надежды не оставили. Осталось только умереть. Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но память о Николае Николаевиче Поликарпове живет в сердцах всех истинных энтузиастов авиации.

Может быть настало время назвать членов антиполикарповского лобби поименно? Заметим, что в 1941 и 1943 годах Н.Н. Поликарпов получает Государственную премию СССР, в 1940 звание Героя соцтруда. Госпремию 1941 года можно соотнести с И-185. А остальное? Да, и сам факт того что Сталину пришлось кого то одергивать требует более пристального внимания.


За горло не хватать... Буду кусаться!
 
VALkДата: Вторник, 11.11.2008, 17:16 | Сообщение # 6
Мл. лейтенант
Группа: Кадровый состав
Сообщений: 20
Статус: Offline
Я тут почитал немного... Вобщем вот:
www.airpages.ru

В 1936 году конструкторский отдел СОС (КОСОС) и завод опытных конструкций (ЗОК) были выделены из ЦАГИ (его авиационного отдела, возглавляемого Туполевым) и образовали авиазавод №156 Наркомтяжпрома.

В 1938 году после ареста А.Н.Туполева Н.Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода № 156.

В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В это время решался вопрос о загрузке завода, где располагалось ОКБ Поликарпова, новым самолетом И-26 Яковлева. На заседании комиссии и было доложено, что существует лучший проект Поликарпова. Выводы комиссии были доложены "наверх" и через несколько дней пришел приказ о немедленной постройке самолета. Во исполнении этого приказа, в отсуствии самого Поликарпова, директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев выделили из состава ОКБ часть подразделений (КБ-1 и КБ-2 - оба по истребителям) лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича, работавшего раньше у Поликарпова над опытным высотным истребителем И-200 с двигателем АМ-35А) и 8 декабря 1939 года организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое ОКБ. Руководителем ОКО был назначен молодой военпред этого завода Артем Микоян — родной брат одного из сподвижников Сталина — Анастаса Микояна. Этому отделу был и был передан проект самолета Поликарпова.

Из Вики:
Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию
8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днём образвания КБ имени А. И. Микояна.

Забавно выходит: КБ по сути отобрали, самолет тоже отобрали...
Несколько имен есть)


На аватаре: Эрих Хартман в кабине своего Мессершмитта Bf.109G-6

Сообщение отредактировал VALk - Вторник, 11.11.2008, 17:22
 
SavchaДата: Понедельник, 03.08.2009, 08:06 | Сообщение # 7
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
Михаил Маслов "Истребитель И-16.", АРМАДА приложение к журналу "М-ХОББИ", №2 1997 г. отдельные главы
Результаты воздушных схваток в Испании и Китае позволили сделать вывод, что И-16 необходима замена. Самолет, задуманный в 1932 году, явно начинал уступать новым истребителям противника. Необходимость такого шага в 1938 году становится очевидной. Логичным поэтому становился вопрос — почему не появилась новая машина за прошедшие пять лет? Может быть Николай Поликарпов успокоился успехами И-15 и И-16, может быть он выдохся, может быть он уже не “король истребителей”?
На самом деле, именно эти годы были наиболее продуктивными по части перспективных разработок, как для самого Конструктора, так и для его бригады №2 ЦКБ...
...В начале 1936 года обстановка вокруг Поликарпова и его бригады №2 на заводе №39 ухудшилась. В мае 1936 года Поликарпова назначают главным конструктором нового авиационного завода №84 и одновременно на серийный завод №21 — руководить внедрением И-16. Бригада конструкторов тоже разделялась — часть на №84, часть на №21. Ни к чему хорошему это не привело. Темп работ упал, часть конструкторов перешла в другие подразделения. Заместитель Поликарпова — Константин Таиров, бывший одним из главных помощников при создании И-16, перешел на киевский завод №43...

...Вереница неудач, преследующая Поликарпова, вовсе не была случайной. “Короля истребителей” травили самым натуральным образом. Его перегоняли с одного авиационного завода на другой, а работы по перспективным машинам всячески дискредитировались руководством авиапромышленности. В 1939 году Поликарпов продолжает развивать схему истребителя под рядный двигатель жидкостного охлаждения: Проект нового высотного истребителя И-200 (“К”) под новый перспективный двигатель АМ-37 был готов к осени того года. В октябре Поликарпов направляется в составе группы авиационных специалистов в Германию. Цель командировки — изучение немецкой авиапромышленности. В отсутствие главного конструктора на заводе №1 из сотрудников поликарповского конструкторского бюро создается по указанию сверху новое подразделение — опытный конструкторский отдел (ОКО) для разработки истребителя И-200. Руководить ОКО назначается молодой военпред завода Артем Микоян — родной брат одного из сподвижников Сталина — Анастаса Микояна. В помощники Микояну определяется опытный сотрудник КБ — Михаил Гуревич. Истребитель И-200 был построен и стал впоследствии известен как МИГ-3 — истребитель Микояна и Гуревича.

Что касается Поликарпова, то в те дни о нем говорят как будто о разжалованном генерале, многие сотрудники завода считают, что по возвращении из Германии его расстреляют. Такое вот было время тогда... Хотя самого худшего не произошло, однако детища своего, как и большей части сотрудников КБ Поликарпов лишился. Сам конструктор тяжело переживал случившееся. Чтобы как-то сгладить неприятную эту историю, Поликарпова с остатками конструкторов переводят на новый завод №51. Хотя и завода такого не существовало, просто отгородили кусочек Ходынки с самолетным ангаром и громко назвали новое детище авиазаводом №51 Народного комиссариата авиационной промышленности. Здесь, на новой территории Поликарпову предстояло собраться с новыми силами, здесь, несмотря на все неприятности, конструктор смог создать еще целый ряд опытных истребителей. которые вне всякого сомнения были передовыми машинами. И-185, проект которого появился в начале 1940 года мог бы стать лучшим советским истребителем периода второй мировой войны. Однако эта выдающаяся машина начала летать в такое тяжелое для опального конструктора время, что ему подчас приходилось для обеспечения его полетов сливать бензин из личного автомобиля...

Восстановить наиболее полную картину травли Поликарпова попытался Марк Солонин в книге "На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года". Во всяком случае без оглядки на авторитеты он попытался назвать всех крыс, которые работали на крушение "короля истребителей". И одним Артемом Микояном дело не ограничилось. Солонин обратил внимание на такие устоявшиеся мнения: И-16 в Испании против Bf.109 показал себя плохо, Поликарпов не смог в важный для Родины период дать новый самолет, "старые" конструкторы проигрывают молодым . Так ли это?
Так же автор обратил внимание на определенный момент: не надо забывать, что ЦКБ курировалось НКВД, который в 1937-38 годах переживает две смены руководства и масштабное кровопускание (смену) сотрудников. Сложно представить нормальную работу КБ в такой ненормальной обстановке. Хотя Марк Солонин считает, что все же основной удар по Поликарпову нанесла смерть Чкалова. И хотя сам конструктор не давал разрешение на полет, он был зачислен в главные виновники: Основными виновниками катастрофы самолета И-180 являются: техдиректор, он же главный конструктор завода, Поликарпов, выпустивший в полет недоработанную машину, зам. главного конструктора Томашевич, санкционировавший возможность полета на дефектном самолете... sad Думаю, после такого заключения очень сложно не только пробивать новый самолет, но и просто остаться в живых. Дмитрий Людвигович Томашевич то был арестован, как и 16 человек (поэтому крайне странно читать в некоторых источниках, что гибель Чкалова никак не сказалась на дальнейшей работе над И-180, ну да всего-ничего ведущего конструктора арестовали sad ), как аресту не подвергся сам Поликарпов просто удивительно.


За горло не хватать... Буду кусаться!
 
SumerДата: Суббота, 13.02.2010, 11:29 | Сообщение # 8
Мл. лейтенант
Группа: Кадровый состав
Сообщений: 7
Статус: Offline
Hиколай Hиколаевич, вернувшись из Германии, с понятным недоумением воспринял изъятие из состава ОКБ, т.е. от меня, хотя я еще до сих пор не отстранен от должности главного конструктора завода #1, - писал он начальнику главка Лукину. Попытки разобраться в наркомате ни к чему не привели. Вокруг Поликарпова стала складываться нездоровая обстановка, ему вспоминали предыдущий арест, посыпались обвинения в попытке "воссоздать дух Промпартии в авиапромышленности". Для Поликарпова все это стало причиной тяжелой моральной травмы. Hа некоторое время он как бы потерял интерес к работе.

Между тем разработка чертежей на И-200 проходила довольно быстро. Корректировок в первоначальный проект было сделано немного: для улучшения путевой устойчивости слегка увеличили площадь киля и руля направления, капот двигателя обжали по форме мотора, из-за чего маслорадиаторы в харктерных жолобообразных обтекателях оказались вынесенными наружу, а для управления протекавшим через них расходом воздуха сделали заслонки на входе в маслорадиаторы, а не на выходе (впрочем, на втором и последующих экземплярах машины вернулись к первоначальной идее). Мотор АМ-37 еще только проходил заводские испытания, поэтому его пришлось заменить на АМ-35А. Поликарпов оказывал помощь ОКО, однако отмечал, что производство хвостовой части фюзеляжа, выполненного по технологии завода #21, на заводе #1 встретит затруднения. В начале 1940-го было принято решение о переводе ОКБ Поликарпова на опытный завод #51, а в марте наркомат издал приказ о сформировании на заводе #1 ОКБ во главе с А.И.Микояном. Hа совещании по распределению машин, проходившем под председательством нового директора завода П.В.Дементьева, был поднят вопрос об И-200, шедшей под заводским обозначением "машина К".

- Hиколай Hиколаевич. Ваше мнение?

- А что "машина К"? Артем Аванович ее строит и пусть строит. Я не могу влезать в этот вопрос. Мне не все может понравится, я должен буду что-то менять... Hет. Нет, пусть Артем Иванович и ведет ее.

- Я потому поставил вопрос, что Вы писали жалобу наркомату.

- Да, писал. Я писал Кагановичу, а его уже нет. (Hародный комиссар авиацонной промышленности М.М.Каганович в начале 1940 года был внезапно снят с должности и через несколько дней покончил с собой - Ред.) У нас некому жаловаться. В Германии можно жаловаться Герингу, а у нас некому!

При этих словах мне показалось, что все съежились. Тут Hиколай Hиколаевич опомнился, увидел, что наговорил лишнего, и сразу перешел на другой тон.

- Артем Иванович начал строить, так и пусть и заканчивает. А у меня есть и другие проекты.

(Из воспоминаний В.Г.Сигаева, одного из ведущих специалистов ОКБ H.H. Поликарпова).

Так фактически произошла передача И-200 в ОКБ А.И. Микояна.
http://base13.glasnet.ru/text/mig1.htm

 
SavchaДата: Суббота, 13.02.2010, 17:11 | Сообщение # 9
Дивинтендант
Группа: Служба тыла
Сообщений: 678
Статус: Offline
Quote (Sumer)
http://base13.glasnet.ru/text/mig1.htm

Добавил в ссылки, спасибо. К 13 базе уже обращались, но по Поликарпову еще не копал там.


За горло не хватать... Буду кусаться!
 
Форум » Человек и Вторая мировая война » Ученые и конструкторы » Поликарпов Н. Н. (Советский авиаконструктор)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright M0rrant&Savcha 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz